3.11.12

Пальто Редингот. Часть 1:История. Описание в литературе.Гравюры, подлинники.


Редингот - 

это вид верхней мужской одежды, точнее - пальто конца 18-первой половины 19 века.

В моду рединготы вошли где-то с 1770-80 годов как один из видов пальто и шились разных фасонов: с пелеринами, с воротником, но всегда приталенными и с разрезом сзади, т.к. изначально предназначались как теплая верхняя одежда для верховой езды. Пальто подобного вида еще называлось - каррик (сarrick).

В России появились в 19 веке. Само название происходит от английского riding coat — костюм для верховой езды.

Рединготы привлекли по удобству своему женщин (широта нижней части-юбки) увлекающихся верховой ездой. И в последствии стали неотъемлемой частью костюма - амазонка.

Их, похожих на платья или длинные жакеты, шили в строгом «мужском» стиле — с лацканами и манжетами, без вышивки и пышной отделки. Как и в остальной Европе, рединготы у нас вошли в повседневную жизнь. Дамы надевали не только для верховой езды, но и для пеших прогулок, визитов. При российском дворе они даже играли роль полупраздничных нарядов.


Вид костюма для верховой езды можно хорошо рассмотреть у британского Черного корпуса начала 19 века. Где можно увидеть верхнюю одежду состоящую из двух частей: приталенного верха и расклешенного низа - юбки. Если присмотреться к этому виду одежды, то он сильно напоминает польскую жупицу.

****
Жупица - верхняя одежда поляков,
 застегивалась по центру до пояса на пуговицы и длиной была примерно по колено, с отрезной талией, рукав с ластовицей, сужающийся к запястью. Шилась жупица из замшевой кожи с подкладкой или без подкладки. В актах встречается как «кафтаник новый замшевый» жупица лосяя.
***

Однако если внимательнее присмотреться и вспомнить славянский народный костюм, то по внешнему виду приходит на память зипун с отрезной юбкой...😉😊

Так что тут срабатывает опять правило: переселение народов; торговля; название одного и того же вида одежды у каждых народов - разное из-за языковой принадлежности и культуры.

------------------------------

Однако, вернемся к модному тогда и принятому в цивилизованном обществе названию верхней мужской одежды: редингот...

В России частенько редингот называли сюртуком и наоборот. Эта путаница происходила после переводов с модных французских журналов на русский язык из-за незнания почем именно то или иное изделие сами французы называли одинаково.


Но если уточнять, то само пальто Редингот (riding coat-англ.) и сюртук (frock сoat - по англ.) - это РАЗНЫЕ вещи. И заимствованы они были от разных изделий. Это доказывает как сам их крой, пошив, так и история этих вещей  (так и кстати, и сами названия на англ яз.). Но в России историки частенько путают эти виды верхней одежды из-за самих информаторов (историков-авторов публикаций) и порой внешнего вида модели: оба приталенные, с пуговицами на линии талии сзади.

Кроме отличия в крое, сюртук и редингот в мужском костюме отличается самим изготовлением/пошивом.
Сюртук шьется по всем правилам портновского ремесла: с прокладками, накладками и прочим(например, стежкой подкладки для придания его хозяину модного образа), а пальто-редингот - более упрощенно и более свободно, как и полагалось всегда мужскому пальто.

-----------------------------
Из ИСТОРИИ:

Редингот в Англии и Франции


Английские веяния в мужской моде отразились в модели пальто-редингот.
(Кстати, это само название в Англии никогда не использовали😉)
Редингот появился на Британских островах ещё в 18 веке и изначально предназначался для верховой езды.
Такое пальто отличают традиции старой Англии: английский воротник, четкий полуприлегающий силуэт (облегает талию, грудь и бедра), строгие вертикальные линии кроя. Редингот имеет двубортную застежку и карманы, часто отделанные бархатом или другой дорогой тканью.

Оно кроилось без пол и использовалось в качестве одежды для верховой езды.
Редингот со временем стали использовать не только для верховой езды, но и как универсальное пальто для выхода.


Редингот делался приталенным, с двойным воротником, лацканами и однобортной или двубортной застежкой.
На протяжении XIX века это пальто было основным типом верхней одежды. Позднее редингот стали кроить без двойного воротника, но он сохранил прилегающий силуэт и сквозную застежку.

Одна из причин популярности пальто-редингот — крой, который невероятно стройнит. Однако надеть теплые и объемные вещи под такое пальто было проблематично из-за его прилегающего силуэта.
Носили его по-разному: и застегивая на все пуговицы наглухо, и с отворотами на пуговицы, и с отворотами самих пол и т.д.


В одном из французских каталогов за 1901 год так описывались эти два вида верхней одежды:
 " Сначала рединготы были в начале 18 века со сборками на боку и жесткими полами и носили их как верхнюю одежду слуги, особенно бывшие в услужении знатным вельможам при выезде последних на охоту. Затем сами складки стали перемещаться назад. Разрез для удобства ношения и верховой езды был удобен в ношении этого вида пальто, которое подбивалось (стегалось) ватой или шерстью. Затем этот вид одежды стали носить и сами знатные люди. 
Сходство редингота и сюртука было в том, что сзади пришивались две пуговицы на линии талии. Сам же сюртук (каррик) пришел во Францию из Англии в второй половине 18 века, и был одним покроем с камзолом, только с разными видом низа передней части. "

В 1783 году, после подписания Версальского мирного договора, восстанавливались прежние экономические связи между двумя странами, и после семилетнего перерыва французское общество вновь начало проявлять интерес к британской культуре.


 Приблизительно в то же время и женщины Франции восприняли редингот как верхнюю одежду. Они носили редингот поверх платьев с широкой юбкой.

Так что из Англии редингот быстро перекочевал во Францию (франц. Redingote), где французы и француженки сочли, что эта одежда весьма подходит не только для верховой езды или путешествий, но и как повседневная, а потому редингот быстро обрёл почитателей и начал своё собственное путешествие, переходя из страны в страну.
Ну и к началу XIX века этот вид верхней одежды дошёл и до России, где подобие этой одежды уже давно было привычным в качестве обычного сюртука. Но его новый вид в английском стиле в России получил высший статус верхней одежды среди городского населения.


Редингот у дам застегивался до талии, а ниже расходился, оставляя открытой большую часть юбки. Для пошива редингота использовались яркие ткани, преимущественно в полоску.

В период Французской революции 1789 года женский редингот уже выглядел по-иному: стал темным, однотонным, плотно облегал фигуру, из-под прямого воротника выглядывал шарф-жабо. С 19 века длина редингота была увеличена...

 Именно тогда во Франции для представительниц аристократии и буржуазии стало удобнее и безопаснее передвигаться по улицам Парижа в нейтральных, не бросающихся в глаза рединготах. Кроме того, мужской покрой отвечал идее эмансипации женщин, общей идее, охватившей французов в первые годы революции...

-------------------------------

Подлинник - пальто редингот 1803-1810 г. год:



 Простота и строгость, характерные для английского костюма, нашли во Франции благоприятную почву. Здесь все заметнее чувствовалась склонность к большей сдержанности. В это время лаконичный редингот получил небывалое распространение. Но костюм для езды получил другой характерный вид. 

Он превратился в длинное мужское платье для прогулок, которое сохранило прежний крой и элементы: высокий воротник, пелерина, неширокие рукава с манжетами, карманы, расположенные вертикально в боковых швах, и двойная застежка. 
Изменились и ткани. Французские аристократы предпочитали яркие цвета. Практичная и удобная одежда нравилась и буржуазии.

 Рединготы шили преимущественно из сукна или других шерстяных тканей синего, зеленого, но в основном кофейного цвета.


-----------------

Описание редингота в литературных произведениях XIX - начала ХХ вв


Мода на редингот быстро распространилась по всей Европе, и к началу 19 столетия дошла и до России...
В 19 веке, эпоху реализма, было модно в литературных произведениях тщательно описывать гардероб их героев, т.к. мода на костюм была своеобразным эталоном общественной жизни.

Виктор Гюго, - "Отверженные":

"Милейший" вошел. Тенардье вторично окинула его взглядом, уделив особое внимание его изрядно потертому сюртуку (далее-редингот.Прим мое. Arin Levindor) и слегка помятой шляпе, потом, кивнув в его сторону головой, сморщила нос и, подмигнув, вопросительно взглянула на мужа, продолжавшего бражничать с возчиками. 

Супруг ответил незаметным движением указательного пальца, одновременно оттопырив губы, что в таких случаях означало у него: "Голь перекатная".

Виктор Гюго."Отверженные":

"Со стороны любого посетителя, съевшего кусок жаркого, выпившего за ужином две бутылки вина и не производящего впечатления оборванца, подобное желание равносильно было бы приказу. 

Но чтобы человек, обладающий такой шляпой, позволил себе высказать какое бы то ни было пожелание, чтобы человек, у которого был такой редингот, смел выражать свою волю, - этого трактирщица допустить не могла. "

-------

Н.В.Гоголь. "Невский проспект"(1833-1834 гг)

"Все, что вы ни встретите на Невском проспекте, все исполнено приличия: мужчины в длинных сюртуках, с заложенными в карманы руками, мамы в розовых, белых и бледно-голубых атласных рединготах и шляпках. 

Вы здесь встретите бакенбарды единственные, пропущенные с необыкновенным и изумительным искусством под галстук, бакенбарды бархатные, атласные, черные, как соболь или уголь, но, увы, принадлежащие только одной иностранной коллегии.

----------------------

1830 год - подлинник - пальто редингот


------------------------------------

Александр Дюма. "Кучер кабриолета"


"Это человек лет сорока - сорока пяти, темноволосый, с резкими чертами лица. В ту пору, а именно 1 января 1831 года, он носил фетровую шляпу с остатками галуна, вишневый редингот с остатками нашивок и сапоги с остатками отворотов.

За прошедшие с тех пор одиннадцать месяцев все эти остатки должны были исчезнуть. Вскоре читатель поймет, откуда проистекает или, точнее, проистекала (ибо я не видел Кантийона с того достопамятного дня) эта явная разница между его костюмом и костюмом его собратьев
."

-----------------------------------------

Э.Гофман «Кавалер Глюк».


"Очень широкий, по моде скроенный редингот прикрывал высокую сухощавую фигуру...
Мы вошли в залу; садясь, он распахнул редингот, и я был удивлен, увидев, что на нем шитый длиннополый камзол, черные бархатные панталоны, а на боку миниатюрная серебряная шпага. Он тщательно вновь застегнул редингот."



--------------

"Человек в рединготе" (Георгий Иванов), 1922 г.

"...Я крикнул лакея, чтобы расплатиться. 
Но тут «на палубе» появился новый посетитель. Вид его заинтересовал меня. Небольшой рост. Коренастые плечи.
 Пальто — коричневый редингот в талию — хорошего покроя, но с побелевшими швами, заношенное, выгоревшее. 
На шее в несколько рядов намотан пестрый шарф, на голове цилиндр, в руках трость с вычурнейшим набалдашником. 

 Он вошел, тяжело ступая.
 Никто, кроме меня, им не заинтересовался. Он мотнул головой лакею. Когда принесли пиво, новый посетитель, отхлебнув от кружки, дернулся, словно от отвращения, потом медленно обвел вокруг себя прищуренными глазами.
 Когда на секунду я попал в «поле его зрения», пришла моя очередь вздрогнуть. В серо-холодных, странно-неподвижных глазах светилось выражение дикой тоски. Дикой и слепой..."


--------------------------------------------------


---------------------------

Читайте так же:


3 комментария:

  1. Добрый день. Есть ли выкройка редингота. Или

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Посмотрите еще раз страницу: выложила ко всем пальто - вид кроя.

      Удалить
  2. Пальто редингот - это удлиненный и более широкий сюртук, только с одной разницей - юбка может быть цельнокройной с лифом, как до 1820-х годов. До 1870-80 х годов верхние вещи строились по нижним. Т.е. брался крой сюртука, например и увеличивался в свободном облегании.Получалось пальто. Это делалось как в женских, так и в мужских костюмах.

    ОтветитьУдалить